|
![]() |
Ситуации, возникающие в процессе обращения с лесными ресурсамиРазделение лесного фонда по группам лесов Субъект: Правительство Российской Федерации, лесопромышленники и их объединения, природоохранные организации. Акт: «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ (ред. от 30.12.2001) (ст. 55); постановления Правительства РФ. В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда и выполняемыми им функциями производится разделение лесного фонда по группам лесов. Конфликт: В зависимости от группы лесов устанавливается порядок ведения лесного хозяйства в них и использования лесного фонда. Лесопромышленники заинтересованы в отнесении к эксплуатационным лесам массивов спелых и выгодно расположенных лесов. Природоохранные организации стремятся к отнесению экологически значимых лесных массивов к первой группе (охраняемых) лесов. Трудности и проблемы сопровождаются усилиями по сбалансированию необходимости охраны лесов в староосвоенных районах и экономической неэффективности заготовки древесины в многолесных районах Севера и Сибири, не имеющих развитой инфраструктуры заготовки и вывоза. Решение: Учет и массовая оценка всех функций и экономически доступных полезностей леса, в т.ч. оценка природного потенциала лесного фонда. Ведение Государственного учета лесного фонда и лесного кадастра Субъекты: Федеральный орган управления лесным хозяйством, его территориальные органы и органы государственной статистики, осуществляющие ведение государственного учета лесного фонда и лесного кадастра. Акт: «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ (ред. от 30.12.2001). Конфликт: Экономическая оценка лесов, неадекватная их реальному и полному значению в жизни и хозяйстве страны, ведет к принятию стратегически ошибочных решений в сфере управления развитием. Проблема связана с преобладанием в экономических оценках акцентов на роль лесов как источников заготовки древесины. Решение: Необходимым условием этой деятельности является экономическая оценка всех свойств и функций лесов вплоть до способности к депонированию углекислого газа. Аренда участка лесного фонда Субъекты: Арендатор и лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством. Акт: «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ (ред. от 30.12.2001) (ст. 31); акты федерального органа управления лесным хозяйством. Участок лесного фонда предоставляется для осуществления одного или нескольких видов лесопользования на основании договора аренды. Конфликт: Арендатор заинтересован в минимизации своих выплат за право лесопользования (заготовки древесины), органы управления стремятся к увеличению лесных доходов, поступающих в бюджет. Трудности связаны с массовым принципом установления лесных платежей, при котором сложно оптимизировать доходы бюджета за счет разных источников (плата за лес, подоходные налоги, НДС с предприятий лесопользователей). Решение: Выполняется оценка всех видов природной ценности лесного фонда субъектов Российской Федерации и определяется возможная плата за аренду лесных участков с разным уровнем развития общей и специальной лесозаготовительной инфраструктуры. Предоставление в пользование участка лесного фонда по договору концессии Субъекты: Правительство РФ органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, выставляющие на аукционы и конкурсы участки лесного фонда, передаваемые на концессию. Другой стороной являются соискатели права концессии. Акт: «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ (ред. от 30.12.2001) (ст. 37); Федеральный закон «Об иностранных инвестициях» от 09.07.99 № 160-ФЗ и иные федеральные законы. Договор концессии предусматривает возмездное пользование на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда. Конфликт: По договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, не освоенные, без сложившейся инфраструктуры. В этих условиях концессионер заинтересован в минимизации своих обязательств, прямо не связанных с извлечением дохода от эксплуатации леса. Правительство РФ и орган государственной власти субъекта РФ стремятся к балансу выгод от выплат по концессии и создания инфраструктуры в неосвоенных районах. Трудности вызывают необходимость соизмерения оперативных разовых выплат и долговременных социально-экономических и экологических последствий, связанных как с развитием инфраструктуры, так и с возможностью разрушения (трансформации) лесных экосистем. Решение: Проводится оценка полезности лесных ресурсов данного участка с целью определения вариантов его использования и оценка средств, необходимых для вовлечения этих участков в эксплуатацию, последствий развития сети дорог и поселений, привлечения не местных контингентов рабочей силы. Размер платы за пользование участком лесного фонда определяется с учетом всего комплекса факторов. Перевод лесных земель в нелесные земли и изъятие земель лесного фонда Субъекты: Перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, и изъятие земель лесного фонда осуществляется:
Акт: «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ (ред. от 30.12.2001) (ст. 63); постановления Правительства РФ и акты органов исполнительной власти субъектов РФ. Перевод лесных земель в нелесные регламентируется ст. 63 Лесного кодекса Российской Федерации. При переводе лесных земель в нелесные или изъятии земель лесного фонда у граждан или юридических лиц, в интересах которых осуществляется указанный перевод или изъятие, взимается плата, размер которой устанавливается органом государственной власти субъекта РФ на основании кадастровой оценки переводимого или изымаемого участка лесного фонда. Конфликт связан с тем, что при переводе лесных земель в нелесные появляется возможность извлечения нового спектра частных выгод (застройка, полигоны отходов и др.), сопряженных с утратой общественно значимых или экологических полезностей. Трудности и проблемы связаны с полноценной экономической оценкой именно общественных полезностей и экологических свойств, в т.ч. внешних эффектов, которые обычно лежат вне прямого учета проектов использования лесных земель. Решение: Органы исполнительной власти должны иметь экономические расчеты последствий от перевода лесных земель в нелесные, в т.ч. оценки по общественной доходности земли (изменения всех категорий налогов) и экономической цене экстерналий (внешних эффектов). Кроме этого, необходимо провести оценку убытков лесопользователя, связанную с изъятием земель лесного фонда. Разработка программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов Субъекты: Федеральные органы управления лесным хозяйством с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые разрабатывают и реализуют Федеральные государственные программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Акт: «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ (ред. от 30.12.2001); акты исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Конфликт: Стремление разработчиков программы получить больше средств для её выполнения конкурирует с другими формами расходования средств соответствующих бюджетов. Лоббисты программ заинтересованы в максимизации затрат на планируемые мероприятия. Органы государственной власти, принимающие программы, ограничены бюджетными возможностями. Трудности и проблемы связаны с комплексным характером проявления позитивных эффектов от сохранения лесов и сложностью объединения экономических оценок предполагаемых эффектов для разных секторов, особенно в части перевода натуральных показателей эффекта в стоимостные. Решение: При разработке программ целесообразно производить экономическую оценку лесов, а также сопоставление выгод от их охраны, лесовосстановления и необходимых затрат на реализацию предлагаемых мероприятий. Эффективность программы целесообразно оценивать в широком контексте развития соответствующей территории с учетом эффекта в разных секторах (лесном и сельском хозяйстве, рекреации, охотничьем и рыбном хозяйствах). Источник: Принципы и методы экономической оценки земель и живой природы: Аналитический справочник / Под ред. О.А.Нестеровой и А.А. Тишкова |
||||||||||
![]() | ![]() |
![]() ![]() | |
![]() | ![]() |
Web-портал по Биологическим ресурсам Российской Федерации разработан и поддерживается группой «Биоинформатики и моделирования биологических процессов» ИПЭЭ РАН. | |
![]() | ![]() |