![]() | ![]() |
www.sevin.ru/bioresrus |
![]() |
Получение права пользования объектами животного мира на определенных территориях для ведения охотничьего и рыболовного хозяйства без передачи прав землепользования
Субъекты: Физическое или юридическое лицо - соискатель права пользования и орган исполнительной власти субъекта РФ, специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (Охотдепартамент Минсельхозпрод России, Госкомрыболовство России и их бассейновые и территориальные органы в субъектах РФ).
Акт: Федеральный Закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ; «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира», постановление Правительства РФ от 27.12.96 № 1574; «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.96 № 1574»; приказ Минсельхозпрода России и Госкомэкологии России от 22.06.98 № 378/400; «Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты», утверждено приказом Минсельхозпрода РФ от 26.06.2000 № 569; акты государственных органов исполнительной власти субъектов РФ о порядке предоставления территорий (акваторий), необходимых для осуществления пользования охотничьими животными, о порядке проведения конкурсов по предоставлению в пользование объектов животного мира и другие.
Конфликт: Соискатель права пользования объектами животного мира на определенной территории стремится к минимизации ответственности и обязательств, а органы государственного управления - к максимизации административного регулирования деятельности охот- и рыбопользователя.
Трудности связаны с оптимизацией долгосрочных интересов пользователя, связанных с максимально возможным использованием предоставленных ресурсов, и интересов органов управления в сохранении влияния на состояние и использование природных биоресурсов региона.
Решение: Установление разумного уровня платы за используемые объекты животного мира, обоснованных нормативов и лимитов изъятия, разработка и реализация долгосрочных программ охраны и воспроизводства определенных видов.
Предоставление государственными органами власти права добычи определенного количества отдельных объектов животного мира
Субъекты: Физические и юридические лица, получатели лицензий на добычу животных и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (Охотдепартамент Минсельхоза России, Госкомрыболовство России, МПР России, их бассейновые и территориальные органы в субъектах РФ).
Акт: Федеральный закон «О животном мире» (ст. 36) от 24.04.95 № 52-ФЗ; «О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено», постановление Правительства РФ от 04.01.2000 № 1; «Положение о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», утверждено приказом Минсельхоза России от 04.01.2001 № 3; акты государственных органов исполнительной власти в области охраны и использования животного мира: правила добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации (утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ); размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ), правила рыболовства.
В соответствии со ст.36 Федерального закона «О животном мире» предоставление объектов животного мира в краткосрочное пользование (охота, отлов певчих птиц, добыча животных в научных, культурных, хозяйственных и иных целях) на определенное количество видов в конкретные сроки и территории осуществляется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (Охотдепартамент Минсельхозпрод России, Госкомрыболовство России и их бассейновые и территориальные органы в субъектах РФ) и (или) долгосрочными пользователями на основании именной разовой лицензии и, если добывание осуществляется на территориях долгосрочных пользователей, путевки (разрешения) долгосрочного пользователя (охотничьего, охотничье-рыболовного хозяйства).
Конфликт: Заинтересованность органов власти в максимальной доходности реализации лицензий при сокращении их общего числа противостоит заинтересованности долгосрочных пользователей в снижении размера (стоимости) платы за лицензии, а также индивидуальных пользователей, стремящихся обязательно добыть дозволенные лицензией объекты (нередко и превысить).
Проблема состоит в невозможности эффективного контроля фактического числа животных, добытых в угодьях на одну лицензию.
Решение: Определение уровня необходимых затрат на охрану и воспроизводство объектов животного мира, сохранение среды их обитания. Экономическая оценка затрат и выгод пользователя лицензией. Оптимизация цены лицензий с возможным спросом, допустимым объемом добычи и иными источниками получения средств на охрану.
Возмещение ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания
Субъекты: Юридические и физические лица, нанесшие ущерб, и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Акт: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 77-78) от 10.01.2002 № 7-ФЗ; Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ (ст.55-56); Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства РФ от 25.05.94 № 515 (ред. от 26.09.2000 № 724); Таксы, утвержденные приказом Минприроды РФ от 04.05.94 № 126 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира»; Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утверждены приказом Минсельхозпрода России от 25.05.99 № 399.
Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Конфликт: Ответчики стремятся к отрицанию факта причинно-следственной связи между возникшим ущербом и их действиями или к минимизации оценок предъявленных сумм.
Трудности связаны с выявлением в природе истинных масштабов оказанного воздействия (всех погибших животных) и с неоднозначностью методов пересчета физических параметров ущерба самовозобновимым ресурсам в экономические оценки.
Решение: Количество пострадавших животных и их местообитаний должны регистрироваться максимально полно, а необходимая экстраполяция должна убедительно обосновываться квалифицированными экспертами. Размер ущерба, причиненного нарушением законодательства при незаконном добывании или уничтожении объектов животного мира и среды их обитания, определяется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда, утвержденными соответствующими органами.
Предъявление претензий о необоснованном ограничении пользования объектами животного мира
Субъекты: Юридические и физические лица, пострадавшие от ограничений, и государственные исполнительные органы, специально уполномоченные в области охраны и использования животного мира.
Акт: Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.
В целях получения охотничьей и рыболовной продукции, а также для охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию промысла и численности отдельных объектов животного мира.
Конфликт: Административные действия органов управления наносят ущерб экономическим интересам хозяйствующих субъектов и отдельных граждан, ведущих охотничье, рыболовное, сельское, водное и лесное хозяйство, когда необоснованно ограничивают пользователей в изъятии объектов животного мира.
Трудности связаны с недостаточным числом прецедентов и отсутствием правовой традиции ответственности органов власти за принятие административных решений, которые затрагивают экономические интересы природопользователей.
Решение: Экспертное обоснование и сбор фактических свидетельств об избыточности принятых мер охраны или регламентации использования. Экономическая оценка нанесенного этими действиями ущерба, в т.ч. упущенной выгоды. Представление общественности сделанных выводов для достижения отмены неэффективных норм или инициация судебного разбирательства.
Реализация федеральных и территориальных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира
Субъекты: Разработка программ в зависимости от их назначения осуществляется различными органами государственной власти.
Акт: Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ и акты органов государственной власти.
В целях охраны объектов животного мира разрабатываются федеральные и территориальные программы, включающие в себя мероприятия по комплексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира, их защите от вредных воздействий, ведение государственного мониторинга объектов животного мира, научно-исследовательские работы, а также на иные цели, связанные с охраной, воспроизводством и устойчивым использованием объектов животного мира и среды их обитания.
Конфликт: Стремление разработчиков программы получить больше средств для её выполнения конкурирует с другими формами расходования средств соответствующих бюджетов.
Проблема связана с внешним по отношению к субъекту, несущему основные затраты, характером проявления позитивных эффектов от сохранения объектов живой природы.
Решение: Экономическое сопоставление выгод от сохранения и воспроизводства животного мира и затрат, необходимых на реализацию мероприятий по их сохранению, воспроизводству и сохранению животных и среды их обитания. Рассмотрение эффективности программы в более широком контексте развития соответствующей территории для учета эффекта в разных секторах (например, для создания позитивного политического и социального фона участвующим в программе структурам и лицам).
Подготовка инвестиционного предложения в сфере охраны и использования животного мира
Субъекты: Разработчик инвестиционного предложения и его потенциальный инвестор.
Акт: Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ; Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 № 39-ФЗ (ред. от 02.01.2000).
Конфликт: Разработчик проекта заинтересован в полном его финансировании, а инвестор в гарантиях экономической или имиджевой (для затратных спонсорских мероприятий) эффективности вложенных средств.
Проблема связана с внешним характером проявления эффектов от охраны животного мира.
Решение: Целесообразно иметь в пакете документов, который предоставляется собственником или органом власти для реализации инвестиционного проекта, экономическую оценку мероприятий по восстановлению объектов животного мира, разделы по использованию внешних эффектов, возникающих у любых субъектов, для целей рекламы и улучшения имиджа.
Согласование интересов пользователей животным миром с интересами пользователей другими природными ресурсами (лесами, пастбищами, водоемами)
Субъекты: Разные группы природопользователей на общем или взаимосвязанных земельных участках.
Акт: Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ; «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ (ред. от 30.12.2001); «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ; «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ (ред. от 30.12.2001).
Конфликт: Повышение доходов и эффективности деятельности одних природопользователей может вести к снижению экономических показателей у других (повышение численности охотничьих копытных животных ведет к снижению успешности лесовосстановления, энергетически эффективный пропуск воды через плотины ГЭС нарушает условия нереста и использования рыбных ресурсов).
Проблема состоит в экономической несопоставимости масштабов потерь и выгод конкретных организаций, вступающих в конфликт (например, РАО ЕЭС -владелец Волжских ГЭС и многочисленные, но маломощные рыболовецкие организации дельты Волги).
Решение: В случае, если интересы пользователей животным миром с интересами пользователей другими природными ресурсами вступают в конфликт, необходимо провести экономическую оценку возможных потерь и упущенной выгоды каждой из сторон с учетом всей совокупности внешних эффектов и долговременных последствий.
Источник: Принципы и методы экономической оценки земель и живой природы: Аналитический справочник / Под ред. О.А.Нестеровой и А.А. Тишкова
![]() | ![]() |
Web-портал по Биологическим ресурсам Российской Федерации разработан и поддерживается группой «Биоинформатики и моделирования биологических процессов» ИПЭЭ РАН. | |
![]() | ![]() |