Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Биологический факультет
На правах, рукописи
Житний Борис Григорьевич
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ БЕЛОГО МОРЯ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ
ИХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
03.00.18 - Гидробиология
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора биологических наук
Москва - 2005
Работа выполнена на Беломорской биологической станции Зоологического института РАН
Официальные оппоненты:
доктор биологических наук, профессор В.Н. Безносов,
доктор биологических наук, профессор Л.А. Кудерский,
доктор биологических наук, профессор В.В. Луканин
Ведущая организация: Санкт-Петербургский Государственный Университет
Защита диссертации состоится 26 мая 2005г в 15ч. 30 мин. на заседании Диссертационного совета Д 501.001.55 в Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119892, г. Москва, Воробьевы горы, Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, Биологический факультет, 389 аудитория.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Биологического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова.
Автореферат разослан 2005 г.
Отзывы в двух экземплярах просьба направлять по адресу: 119992, Москва, Воробьевы горы, МГУ, Биологический факультет, кафедра гидробиологии.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат биологических наук | Н.В. Карташева |
Общая характеристика работы
Актуальность проблемы. Почти тысячу лет Белое море обеспечивало поморов добычей рыбы и морских млекопитающих, давало пищу и товары для торговли, позволяло развивать мореплавание, строить поселки, города и монастыри, развивать экономику. В прошлом веке промыслы пришли в упадок. Одновременно происходил отток местного населения с берегов моря и вымирание поморских деревень.
Некогда процветающий край, не знавший крепостного права, отличавшийся высоким уровнем образования и культуры, развитым мореплаванием превратился в заброшенную окраину. Ситуация не улучшилась и после распада СССР, когда оно осталось единственным полностью российским морем. Его по-прежнему считают бедным и неперспективным, с чем нельзя согласиться. Во-первых, фаунистическая обедненность - не основание для вывода о количественной бедности Белого моря (Кудерский, Скарлато, 1986). Во-вторых, данные о низком обилии планктона и бентоса (Зенкевич, 1947, 1963; Ижевский, 1961; Эпштейн, 1963) ошибочны и не могут использоваться при оценке его продукционного потенциала. В-третьих, беломорские промыслы знали лучшие времена (Кузнецов, 1960) и море нельзя считать исходно бедным. Нужно выяснить причины нынешней депрессии промыслов и найти пути выхода из создавшейся ситуации. И, наконец, обнадеживающие результаты марикультуры свидетельствуют о высоких продукционных возможностях моря и позволяют наметить один из наиболее эффективных путей повышения его промыслового уровня.
При относительно хорошей изученности недостаточно сделано для оценки продукционного потенциала и обоснования рационального изъятия промысловых объектов. Необходим комплексный анализ процессов, протекающих в основных экосистемах Белого моря. Это и попытался сделать автор, обобщив оригинальные и литературные материалы.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации - комплексный системный анализ состояния (и динамики) биологических ресурсов и продукционного потенциала Белого моря, выяснение причин нынешней промысловой депрессии и обоснование путей выхода из этой ситуации.
Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
- на основе системного подхода к исследованию
продукционных процессов, протекающих в Белом море
и определяющих уровень биологических ресурсов и
рационального, научно обоснованного промысла,
оценить продукционные возможности беломорских
экосистем и промысловый потенциал, как отдельных
видов и групп населяющих его организмов, так и
водоема в целом;
- взяв за основу исторический подход,
проанализировать динамику беломорских промыслов и
составить представления о максимальном уровне
добычи макрофитов, рыб и морских млекопитающих;
- суждение о бедности или богатстве моря может
быть обоснованным только при наличии сравнительного
подхода, позволяющего соотнести биологические
ресурсы и продукционный потенциал различных морей,
как из одной биогеографической зоны Мирового океана, так и из его различных частей. Такое сравнение, являвшееся одной из основных задач диссертационной работы, также было осуществлено.
- выяснить причины нынешней депрессии беломорских промыслов и наметить пути выхода из сложившейся ситуации, направленные на повышение его промысловой продуктивности и развитие марикультуры ценных промысловых объектов.
Научная новизна работы. Проведен комплексный анализ содержания основных биогенных элементов, взвешенной и растворенной органики, хлорофилла, показателей обилия бактерио-, фито- и зоопланктона, фито- и зообентоса, рыб, птиц и морских млекопитающих. Путем сравнения с соседним Баренцевым и другими морями показано, что при относительно невысоком видовом разнообразии фауны и флоры Белое море характеризуется сравнительно высокими показателями обилия большинства элементов экосистем пелагиали и бентали и высоким уровнем протекающих в них продукционных процессов.
Показано, что по уровню первичной продукции и той роли, которую играют в энергетическом балансе моря его автохтонная и аллохтонная составляющие, Белое море должно быть причислено к числу тех высокопродуктивных морей российской Арктики (Баренцево и Чукотское), в которых основу продукционного потенциала составляют автохтонные компоненты, а не речной сток, как в Карском, Лаптевых и Восточно-Сибирском морях.
Проведен комплексный анализ основных звеньев продукционных процессов (первичная продукция фитопланктона и макрофитов, вторичная продукция зоопланктона, бентоса, рыб и морских млекопитающих, потребление вещества и энергии различными консументами), протекающих в беломорских экосистемах. Установлены основные количественные взаимоотношения между элементами этих систем и рассчитан баланс вещества и энергии на разных трофических уровнях. Показано, что продукция зоопланктона и зообентоса превосходит ее потребление консументами (рыбами, морскими млекопитающими и птицами) приблизительно на один (зообентос) и два (зоопланктон) порядка. Исходя из этого, сделан вывод о том, что в настоящее время продукция планктонных и бентосных организмов недоиспользуется, а ее уровень не лимитирует запасы промысловых объектов, в первую очередь сельди, как основного планктонофага.
Выявлено снижение запасов и сокращение промысла многих видов за последние 100 - 150 лет. Показано, что по сравнению с максимальным уровнем нынешнее депрессивное состояние промыслов характеризуется снижением добычи в 5 (водоросли), 17 (рыбы) и 12 (морские млекопитающие) раз. При этом наиболее значительное падение промыслового уровня характерно для сельди (почти в 50 раз), семги (16 раз) и гренландского тюленя (12 раз).
Выявлены основные причины падения запасов этих объектов: нарушения их воспроизводства и чрезмерный вылов («перелов»). Показано, что нарушения воспроизводства обусловлены как антропогенными, так и естественными причинами. В числе первых следует назвать как основные:
- уничтожение нерестилищ вследствие их загрязнений
остатками лесосплава и другими отходами;
- затруднение или полная блокада нерестовых
миграций проходных рыб из-за плотин и различных
перекрытий на множестве беломорских рек;
- нарушения структуры нерестовых популяций
вследствие нерационального промысла, приводящие к
снижению общей популяционной плодовитости;
- ухудшение условий нагула личинок и молоди
различных промысловых объектов, вызванное
состоянием среды обитания (резкое снижение
кормности нагульных акваторий, массовое развитие
туводных (окуней, щук и др. рыб) и наземных хищников
(волков), уничтожающих, соответственно, молодь
ценных промысловых рыб и морских млекопитающих;
- нарушение восстановления зарослей макрофитов,
вызванное удалением каменистых субстратов во время
драгировок, использовавшихся при промысле
водорослей.
Показано, что существенные нарушения воспроизводства ценных промысловых объектов вызываются и естественными (не антропогенными) причинами. Наиболее наглядным примером может служить массовая гибель зостеры в 1960г. Она привела к резкому падению эффективности воспроизводства сельди из-за гибели икры на литоральных фукоидах, которые стали использоваться в качестве основного нерестового субстрата. Другие случаи связаны с неблагоприятными температурами, штормами, паразитарными инвазиями (как в случае с популяцией семги р. Кереть), плохими кормовыми условиями и иными природными факторами, а также их сочетаниями, приводящими к неэффективному размножению и появлению неурожайных поколений тех или иных промысловых объектов.
На основании анализа динамики запасов выявлена тенденция их постепенного восстановления у ряда промысловых объектов (макрофитов, сельди и гренландского тюленя). Показано, что промысловые запасы некоторых других видов (навага, большинство «второстепенных» рыб (кроме сига), кольчатая нерпа и белуха) сохраняются на относительно стабильном уровне, соответствующем среднемноголетнему. На этом фоне особенно настораживает прогрессирующая тенденция недоиспользования промысловых запасов макрофитов, сельди, наваги, «второстепенных рыб», кольчатой нерпы и белухи, добыча которых в последние годы не ведется вовсе либо не превышает одной трети от ОДУ. Причины недоиспользования запасов кроются в сокращении числа рыбаков, уменьшении количества орудий лова, неэффективности и низкой рентабельности некоторых видов промысла.
Показано, что марикультура, как направление
научных исследований в комплексе с деятельностью
промысловых организаций, основанное на разработке и
апробации биотехнологии разведения ламинарии,
сельди и других объектов, служит фундаментом
повышения промысловой продуктивности моря. Этому
же способствуют мероприятия по акклиматизации
горбуши и садковому выращиванию радужной форели в
морской воде. Однако, эти разработки и их внедрение в
практику рыбохозяйственных мероприятий тормозятся
нынешней экономической ситуацией, неспособствующей внедрению новых технологий, развитию различных форм малого бизнеса и возврату населения на берега Белого моря.
Положения, выносимые на защиту.
- Белое море при относительно невысоком видовом разнообразии фауны и флоры характеризуется сравнительно высокими показателями обилия большинства элементов экосистем пелагиали и бентали и высоким уровнем протекающих в них продукционных процессов. По уровню первичной продукции и соотношению автохтонной и аллохтонной органики в общем балансе вещества и энергии оно может быть отнесено к числу трех наиболее продуктивных морей российского сектора Арктики, включая Чукотское и Баренцево моря.
- Уровень продукции зоопланктона и зообентоса
превосходит ее потребление рыбами, морскими
млекопитающими и птицами приблизительно на один
(зообентос) и два (зоопланктон) порядка.
Следовательно, продукция экосистем пелагиали и
бентали Белого моря недоиспользуется, а ее уровень не
лимитирует запасы основных промысловых объектов, в
первую очередь сельди и других планктонофагов.
- Снижение запасов и депрессия промысла в
течение последних 100 - 150 лет привели к тому, что в
наше время добыча водорослей сократилась по
сравнению с максимальной в 5 (водоросли), 17 (рыбы) и
12 (морские млекопитающие) раз. Наиболее
значительное падение промыслового уровня характерно
для сельди (почти в 50 раз), семги (16 раз) и
гренландского тюленя (12 раз).
- Сокращение запасов основных промысловых
объектов обусловлено главным образом нарушениями
их воспроизводства вследствие как антропогенных, так
и естественных воздействий. К первым следует отнести
уничтожение нерестилищ из-за их загрязнений
остатками лесосплава и другими отходами; блокаду
нерестовых миграций проходных рыб из-за плотин и
различных перекрытий на реках; нарушения структуры
нерестовых популяций и снижение общей
популяционной плодовитости вследствие
нерационального промысла; ухудшение условий
существования личинок и молоди различных промысловых объектов из-за снижения кормности нагульных акваторий; выедание молоди ценных промысловых рыб и морских млекопитающих туводными и наземными хищниками; нарушение восстановления зарослей макрофитов из-за удаления каменистых субстратов во время промысловых драгировок. Ко вторым относятся массовая гибель зостеры, вызвавшая резкое падение эффективности нереста беломорской сельди; плохие кормовые условия и иные природные факторы (неблагоприятные температуры, штормы, паразитарные инвазии, как в случае с популяцией семги р. Кереть), а также их сочетания, приводящие к появлению неурожайных поколений тех или иных промысловых объектов.
- Запасы основных промысловых животных
(сельди и гренландского тюленя) и водорослей в Белом
море постепенно восстанавливаются, а промысловые
запасы некоторых других видов (навага, большинство
«второстепенных» рыб (кроме сига), кольчатая нерпа и
белуха) относительно стабильны и сохраняются на
среднемноголетнем уровне. Регистрируемое при этом
недоиспользование запасов многих промысловых
объектов (макрофиты, сельдь, навага, «второстепенные
рыбы», кольчатая нерпа и белуха) обусловлено
сокращением числа рыбаков, уменьшением количества
орудий лова, неэффективностью и низкой
рентабельностью некоторых видов промысла.
- Основную роль в восстановлении запаса
важнейших промысловых объектов и повышении общей
промысловой продуктивности моря должна сыграть
интенсификация работ по развитию марикультуры
(макрофитов, сельди, мидии и др.), улучшению и
оптимизации условий воспроизводства основных
промысловых объектов.
- В целом комплекс мероприятий с учетом имеющихся биологических обоснований и проверенных на практике рыбохозяйственных биотехнологий, направленных на повышение промысловой продуктивности и рациональный промысел, можно представить следующим образом:
- рациональная эксплуатация запасов промысловых
объектов, базирующаяся на учете их экологической
специфики и достижения ими наиболее полного
использования продукционного потенциала моря;
- проведение интенсивных мероприятий по
восстановлению уровня воспроизводства ценных
промысловых объектов (сельдь, семга и др.) путем
охраны нерестилищ и мест нагула личинок и молоди, их
очистки от загрязнений, устранению препятствий на
пути нерестовых миграций промысловых рыб, созданию
и использованию искусственных нерестовых субстратов
и нерестилищ, мелиорации мест промысла макрофитов
путем внесения дополнительных естественных и/или
искусственных субстратов;
- расширение заводского воспроизводства ценных
промысловых рыб путем строительства новых и
модернизации старых рыбоводных заводов;
- интенсивное развитие марикультуры водорослей,
беспозвоночных животных и рыб
Практическое значение. Результаты работы могут быть использованы в следующих областях практической деятельности:
- определение перспектив и объемов беломорских
промыслов и связанных с этим разработок по развитию
рыбодобывающей и перерабатывающей
промышленности, рыболовного флота, объему
капиталовложений, развитию малого бизнеса и туризма;
- разработка программы мероприятий по восстановлению промыслового потенциала Белого моря;
- проектирование установок и плантаций
культивированию ценных промысловых объектов;
- оценка влияния промышленного культивирования
ряда промысловых объектов на состояние окружающей
среды и разработка соответствующих природоохранных
мероприятий;
- развитие и совершенствование законодательства,
правовых, экономических и социальных отношений,
направленных на восстановление промыслов и возврат
местного населения на берега Белого моря.
Основные положения диссертации могут быть использованы также при подготовке курсов лекций по гидробиологии, экологии, ихтиологии и рыбоводству, читаемых студентам университетов, педагогических и рыбохозяйственных вузов.
Апробация. Материалы диссертации
обсуждались на научных, научно-практических и рыбохозяйственных совещаниях и конференциях: 6-м Всесоюзном совещании по промысловым беспозвоночным (Минск, 1990); V, VIII и IX конференциях «Проблемы изучения, рационального использования и охраны природных ресурсов Белого моря» (Петрозаводск, 1992; Беломорск , 2001; Петрозаводск, 2004); Коллегии Государственного Комитета по рыбному хозяйству Российской Федерации (Москва, 1998); II научно-практической конференции «Развитие рыбоперерабатывающего комплекса Северо-Запада России» (Санкт-Петербург, 2003); Международном симпозиуме «Холодноводная аквакультура: Старт в XXI век» (Санкт-Петербург, 2003); семинарах кафедры гидробиологии Московского государственного Университета (2003, 2005); Научно-технической конференции «Наука и образование» (Мурманск, 2004) и экспонировались на международных выставках Инрыбпром-85 и Инрыбпром-2000.
Структура и объем диссертации. Диссертация представляет собой рукопись общим объемом 442 страницы. Она состоит из вводной (Введение и Общая характеристика), специальной (7 глав) и заключительной (глава 8 - заключение, выводы и список цитированной литературы) частей. Содержание диссертации, изложенное на 393 страницах, иллюстрировано 38 рисунками и 42 таблицами. Список цитированной литературы (49 стр.) насчитывает 448 наименований, из которых 50 - на иностранных языках.
Благодарности. Работе над диссертацией во многом способствовало обсуждение различных вопросов, так или иначе касающихся рассматриваемых в ней проблем. Я искренне благодарен всем коллегам, с которыми мне довелось работать и обсуждать как научные, так и производственные вопросы. Среди них хочу в первую очередь назвать академика
О.А. Скарлато (Зоологический институт РАН), докторов биологических наук Э.Е. Кулаковского (Зоологический институт РАН) и В. Д. Федорова (Московский государственный университет), кандидатов биологических наук В.Г.Кулачкову (Зоологический институт РАН) и С.В. Газдиеву (Государственный комитет по рыбному хозяйству Республики Карелия), а также руководителей рыбопромышленных объединений М.И. Каргина (Всесоюзное рыбопромышленное объединение «СевРыба», Мурманск) и И.С. Киприянова (Карелрыбпром. Петрозаводск). Буду также очень признателен всем, кому небезразлична судьба Белого моря и кто пожелает поделиться своими соображениями по поводу проблем, рассмотренных в работе.
|