Новости
Чужеродные виды на территории России
Чужеродные виды на территории России

Особенности инвазий отдельных групп живых организмов (насекомые, грибы, растения, моллюски, рыбы, млекопитающие). Прогноз и предотвращение инвазий. Ущерб от инвазийных видов. Пути и способы сокращения отрицательных последствий от инвазий. Структура созданных баз данных по чужеродным видам. Законодательные аспекты.
10.05.2016  Назад  Архив новостей

Ученые пересчитали неуловимых ирбисов в Сибири

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Иститут проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова
Российской академии наук

Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова



Ученые пересчитали неуловимых ирбисов в Сибири



На трех животных из сочинского Центра восстановления леопарда на Кавказе надели радиоошейники, которые помогут отследить передвижения животных в дикой природе.


www.19rus.info




Фото: © Сайлюгемский парк/WWF


Масштабные учеты краснокнижного снежного барса (встречается в том числе и в Хакасии), который находится под угрозой исчезновения, стартовали в Сибири еще в начале года. Так называемыми модельными участками для отработки методики учетов специалисты выбрали Горный Алтай и Бурятию. И выяснилось, что в одном регионе у ирбисов появляется потомство, а в другом - хищники уходят с мест обитания.


Главной целью учетов стал сбор информации о распределении и численности ирбиса и сибирского горного козла (основной добычи снежного барса) в основных очагах обитания хищника, а также определение уровня угроз со стороны человека.


Учеты завершились и по результатам исследований специалисты делают первые выводы. Например, уже очевидно, что если на алтайских территориях численность хищника постепенно увеличивается, то в Бурятии, напротив, популяция ирбиса сокращается.


На Алтае они размножаются


Один из ведущих экспертов Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, старший научный сотрудник Алтайского заповедника Сергей Спицын рассказал, что «старые знакомые» экологов – ирбисы, за которыми ученые наблюдают с помощью камер уже много лет, живы и здоровы.


«Это – самцы Хан и Хоргай, самка Гута с тремя взрослыми котятами, которые уже с июня прошлого года ведут самостоятельную жизнь. Самец Крюк заснят в долине реки Аргут, а в феврале этого года его заметили еще с одной особью, вероятно, самкой, которая уже попадала в объектив в прошлом году, но пока не получила имени», - рассказал Спицын.


Всего в регионе специалисты получили снимки 26 диких кошек, а, учитывая другие полученные данные (следы, поскребы и прочее), они делают выводы: в Горном Алтае этих хищников не менее 40.


«В прошлые подсчеты мы давали цифру порядка 28-33, особей, но сейчас видим, что они размножаются, численность понемногу растет. Мы встречаем самок с выводками, есть и уже подросшие котята», - пояснил эксперт.


В Сайлюгемском национальном парке буквально на днях специалистам удалось вручную заснять снежного барса в дикой природе с расстояния всего в один-полтора километра. Это первые подобные кадры, сделанные на территории региона – до этого все фото- и видеосъемки ирбиса осуществляли автоматические камеры, установленные на звериных тропах.


Основными угрозами ирбису на Алтае остаются незаконная охота, особенно, нелегальный отлов животных проволочными петлями-удавками, наиболее распространенный в долине реки Аргут. Ставят петли как на ирбиса, так и на кабаргу, и других животных. А вот на других территориях для ирбиса опасно сокращение его основной добычи – сибирского горного козла.


«Их (козерогов) численность при существующем уровне браконьерства может снизиться значительно, тогда уйдут и снежные барсы. Требуется усилить охрану мест обитания ирбиса и, возможно, контролировать охотничий прессинг в соответствие с реальной угрозой для снежного барса», - пояснила руководитель Алтае-Саянского отделения WWF Наталья Трофимова.


В Бурятии встречаются все реже


На территории Бурятии ситуация более сложная. Эксперты ИПЭЭ РАН, участвовавшие в учетных работах, сделали вывод о том, что на территории региона в последние годы численности редкого хищника и его основной добычи – сибирского горного козла, значительно сократилась. Сведения о встречах следов и самого хищника поступают все реже.


«Результаты весенних работ подтверждают обитание снежного барса на хребте Большой Саян. Здесь были впервые получены фотоснимки ирбиса с помощью автоматических камер. На кадрах отметился, как минимум, один самец и самка с двумя котятами», — отмечают специалисты.


Тот факт, что на фоне общего сокращения численности ирбиса в Бурятии, в Окинском районе республики обнаружены следы самки с котятами, доказывает особую ценность этой территории и важность ее сохранения, подчеркивают ученые.


А вот в бассейне реки Жомболок (Кропоткинский хребет) в ходе учетов ни барса, ни его следов, не обнаружили. Хотя в предыдущие экспедиции в эти места ситуация была иная. Ученые считают, это может означать, что этой зимой ирбисы просто откочевали из глубокоснежных районов, скорее всего, следуя за своей основной добычей – сибирским горным козлом.


На территории Тункинского района Бурятии экологи из Тункинского национального парка зафиксировали трех снежных барсов. Одного из хищников даже удалось заснять на видео. «Это – первое видео снежного барса, которое удалось снять нашим сотрудникам с прошлого лета. В установленные фотоловушки ирбис два раза попался на фото и вот сейчас – на видео. По пятнам на шкуре мы определили, что это были разные особи», - сообщил начальник отдела науки Тункинского национального парка Алексей Китаев.


Эксперты WWF подчеркивают, что проблема охраны снежного барса в Бурятии сегодня стоит очень остро.


«В Окинском районе нет охраняемых природных территорий, средства которых позволили бы обеспечить изучение и охрану ирбиса и его местообитаний. Численность сибирского горного козла катастрофически мала, что показывают и результаты последних учетов. Ситуация относительно благополучна в отношении марала, однако, промысел этого вида копытных ведется бесконтрольно. Кабарга на исследованной территории (особенно на хребте Большой Саян) уже практически выбита», — сказала Трофимова.


Сквозь снег и холод


Работу экологов затрудняла не только труднодоступность и отдаленность мест, где проживает снежный барс. Сложными были и погодные условия, как в Республике Алтай, так и в Бурятии.


Так, эта зима в высокогорном Кош-Агачском районе Алтая выдалась на редкость многоснежной и морозной. Некоторые горные участки оказались просто недоступны, и специалистам пришлось расчищать дороги, пересаживаться с лошадей на снегоходы, сказалась нехватка камусных лыж.


Тем не менее, инспекторы использовали весь арсенал современных способов исследования – тропление животных по следам с промерами отпечатков лап и картированием мест маркировки ирбисами своего участка (поскреб, пахучая метка, задир) с помощью GPS – устройств, сбор следов жизнедеятельности ирбиса для последующего ДНК-анализа.


Были проанализированы и результаты фото- и видеомониторинга с помощью автоматических камер. Сибирского горного козла и попутно марала эксперты подсчитывали визуально с помощью биноклей и зрительных труб. Дополнительно опрашивали местных скотоводов, проживающих в этих местах.


Многоснежной зима выдалась и в Бурятии.


«К сожалению, огромную трудность для исследователей вызвали обильные снегопады, серьезные морозы и сильные ветра этого года. Проведение учетов по следам было практически невозможно, передвижение на конях затруднено», — отметил ведущий инженер ИПЭЭ РАН Александр Карнаухов.


Полезные камеры


Оптимальным способом в зимний период должен стать учет с помощью автоматических камер, считают специалисты Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН. Второй вариант – смещение сроков учетов на январь-февраль, когда чаще стоит ясная морозная и безветренная погода. Работа в марте, как показала практика, себя не оправдала.


Кроме того, исследование скрытного хищника с помощью скрытых камер – это настоящая находка для природоохранников. Увидеть снежного барса в дикой природе чрезвычайно сложно. Места обитания ирбиса – труднодоступное высокогорье с суровыми климатическими условиями, кроме того, защитный окрас позволяет ирбису хорошо маскироваться, оставаясь практически невидимым на фоне скал. И до сегодняшнего дня он остается одним из самых малоизученных видов из больших кошачьих в мире.


По данным экспертов, общая численность снежных барсов за последние 16 лет снизилась на 20% - до 4 тысяч особей, из-за браконьерства и изменения климата. При этом, несмотря на то, что численность барсов во всем мире сокращается, в России ее удалось стабилизировать на уровне 50-70 особей, это около 2% от общего числа. В России этот хищник встречается в Красноярском крае, в Хакасии, в Туве и на Алтае, в горах Восточного Саяна, в частности, на хребтах Тункинские Гольцы и Мунку-Сардык.



08.05.16 / © 2006-2016, Информационное Агентство «Хакасия»


  Назад  Архив новостей
© 2002-. Институт проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова (ИПЭЭ РАН)