О терминологии

Описание пения, песни, позывов/позывок, особенно применительно к сонографическому представлению, желательно делать с использованием общепринятых терминов. В англоязычной научной литературе по поводу терминологии широко цитируется работа Shiovitz K.A. (1). В ней анализируются многие десятки публикаций и разнообразные значения, придаваемые разными исследователями одним и тем же терминам. Для того, чтобы одинаковым образом понимать результаты исследований и вести дискуссии на одном профессиональном языке, автор предлагает согласовать и принять общую терминологию(Fig.1. и Fig.2.) – скопирован из этой статьи.

О терминологии сонографического представления

Рис. 1,2. О терминологии сонографического представления

Воспользуемся этой терминологией постольку, поскольку она отвечает нашим задачам, но не будем далеко отходить и от словаря русскоязычных определителей и научных публикаций.

Автор подчеркивает, что в течение суток птица поет время от времени, при этом периоды певческого поведения перемежаются периодами «не пения». Периоды «не пения» могут длиться от нескольких минут до нескольких часов. В англоязычной научной литературе период пения и спетое называют «as bout of singing or simply as song» - приступом или припадком пения или просто «песней». Назовем период пения, по аналогии с тем, что используется в сфере коммуникаций, и вслед за Пановым Е.Н. (2), «сеансом пения», резервируя слово «песня» для иного. Впрочем, так же поступает и Shiovitz K.A.(1), в то время как некоторые другие авторы, называя «сеанс пения» песней, собственно песню называют «строфой» (4).

Так же, как А.Н. Промптов многими годами ранее (3), Shiovitz (1) привлекает внимание к пению непрерывному и прерывистому. Классификация звуковых конструкций существенным образом базируется на временнЫх параметрах. Выделяются три типа пения. Они характеризуются длительностью пауз между группировками звуков, на сонограмме – между группировками фигур.

  1. Пение называется непрерывным или слитным, если все группировки распределяются приблизительно равномерно по сеансу пения.
  2. Пение называется прерывистым, а песни раздельными, если имеются паузы между группировками звуков, более длинные, чем период эмиссии звука. В таком случае каждая группировка называется «песней» (в иных публикациях – строфой, когда весь сеанс пения называется песней).
  3. Пение называется полунепрерывным, если паузы немного короче, чем длительность вокализации в сеансе пения.

«Фраза» - меньшая, чем песня, но узнаваемая в разных контекстах группировка звуков/фигур. Такое определение «фразы» употребляется для описания всех трёх типов пения. Фраза – выделяющаяся или самая большая часть песни, состоит из узнаваемых групп последовательных схожих звуков. Иногда «мотив» и «тема» служат синонимами «фразы», но иногда (о дроздах, например) говорят, что мотивы, объединяясь, составляют фразу.

«Слог» по Shiovitz (1) – одиночный звук, который на слух производит впечатление цельного, законченного, вполне отделённого от соседних. На сонограмме этот слог – фигура, которая может состоять из одного или нескольких элементов, но не прерываемых паузами длиннее двадцати миллисекунд.

«Нота» (1) – чистый тон определенной длительности. Но в иных случаях «нота» - генерализованное название любого компонента песни. Не будем углубляться в терминологию, предложенную для более коротких компонентов, имеющую значение только для анализа тонкой и ультратонкой структуры.

В русскоязычных определителях для словесного описания вокализации птиц используются, в основном, интуитивно понятные или понятные из контекста термины: пение, песня, запевка, позыв или позывка, ток, слог, нота, крик, серия криков, трель, заключительный росчерк, часть, сегмент, элемент и т.д. (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).

Панов Е.Н. (2) подчеркивает аспект дальности распространения звуковых сигналов и объединяет звуки в три группы: «дистантные сигналы, обслуживающие территориальное и брачное поведение» на значительном расстоянии (часто позывки); «сигналы, адресуемые партнеру на короткой дистанции» (часто песни, позывки у гнезда); сигналы тревоги/беспокойства (реакция на хищника или наблюдателя вблизи гнезда или слетков).

Литература

  1. Shiovitz K.A.// The Process of Species-Specific Song Recognition By the Indigo Bunting, Passerina Cyanea, and Its Relationship To the Organization of Avian Acoustical Behavior// Behaviour, V. 55, Numb. 1-2, 1975 , pp. 128-179.
  2. Панов Е.Н.//Сорокопуты мировой фауны. Экология, поведение, эволюция // Москва. 2008. Товарищество научных изданий КМК.
  3. Промптов А.Н.// Птицы в природе //1949, 1957. Учпедгиз;
  4. Svensson L., Grant P.J., Mullarney K., Zetterstroem D.// Collins Bird Guide.//1999. HarperCollinsPublisher. London
  5. Флинт В.Е., Мосалов А.А., Лебедева Е.А. и др.//Птицы Европейской России. Полевой определитель//М. 2001. Союз охраны птиц России. ООО «Алгоритм-книга»
  6. Миловидов С.П., Нехорошев О.Г. // Справочник-определитель птиц Томской области//ТГУ. 2002.
  7. Вепринцев Б.Н., Вепринцева О.Д., Рябицев В.К и др.//«Голоса птиц России. Часть1. Европейская Россия,Урал,Западная Сибирь.Звуковой справочник-определитель// Екатеринбург 2007. ИПЦ «Издательство УрГУ»
  8. Мосалов А.А., Зубакин В.А., Авилова К.В., и др. //Птицы Подмосковья. Полевой определитель// М. 2008. «Колос»
  9. Рябицев В.К.//Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири//Екатеринбург. 2008. ИПЦ «Издательство УрГУ».
  10. Рябицев В.К., Вепринцева О.Д., и др.// «Животный мир России. Птицы. Европейская Россия. Урал, Западная Сибирь. Мультимедийный справочник-определитель». Программа для ЭВМ // М. 2009. Из-во «ЗАО ИстраСофт»
  11. Беме И.Р., Гаврилов В.В., Гаврилов В.М.// Птицы Западного Подмосковья. Атлас-определитель, голоса, экология// М. 2009. Из-во «5 за знания».