Описание пения, песни, позывов/позывок, особенно применительно к сонографическому представлению, желательно делать с использованием общепринятых терминов. В англоязычной научной литературе по поводу терминологии широко цитируется работа Shiovitz K.A. (1). В ней анализируются многие десятки публикаций и разнообразные значения, придаваемые разными исследователями одним и тем же терминам. Для того, чтобы одинаковым образом понимать результаты исследований и вести дискуссии на одном профессиональном языке, автор предлагает согласовать и принять общую терминологию(Fig.1. и Fig.2.) – скопирован из этой статьи.
Рис. 1,2. О терминологии сонографического представления
Воспользуемся этой терминологией постольку, поскольку она отвечает нашим задачам, но не будем далеко отходить и от словаря русскоязычных определителей и научных публикаций.
Автор подчеркивает, что в течение суток птица поет время от времени, при этом периоды певческого поведения перемежаются периодами «не пения». Периоды «не пения» могут длиться от нескольких минут до нескольких часов. В англоязычной научной литературе период пения и спетое называют «as bout of singing or simply as song» - приступом или припадком пения или просто «песней». Назовем период пения, по аналогии с тем, что используется в сфере коммуникаций, и вслед за Пановым Е.Н. (2), «сеансом пения», резервируя слово «песня» для иного. Впрочем, так же поступает и Shiovitz K.A.(1), в то время как некоторые другие авторы, называя «сеанс пения» песней, собственно песню называют «строфой» (4).
Так же, как А.Н. Промптов многими годами ранее (3), Shiovitz (1) привлекает внимание к пению непрерывному и прерывистому. Классификация звуковых конструкций существенным образом базируется на временнЫх параметрах. Выделяются три типа пения. Они характеризуются длительностью пауз между группировками звуков, на сонограмме – между группировками фигур.
«Фраза» - меньшая, чем песня, но узнаваемая в разных контекстах группировка звуков/фигур. Такое определение «фразы» употребляется для описания всех трёх типов пения. Фраза – выделяющаяся или самая большая часть песни, состоит из узнаваемых групп последовательных схожих звуков. Иногда «мотив» и «тема» служат синонимами «фразы», но иногда (о дроздах, например) говорят, что мотивы, объединяясь, составляют фразу.
«Слог» по Shiovitz (1) – одиночный звук, который на слух производит впечатление цельного, законченного, вполне отделённого от соседних. На сонограмме этот слог – фигура, которая может состоять из одного или нескольких элементов, но не прерываемых паузами длиннее двадцати миллисекунд.
«Нота» (1) – чистый тон определенной длительности. Но в иных случаях «нота» - генерализованное название любого компонента песни. Не будем углубляться в терминологию, предложенную для более коротких компонентов, имеющую значение только для анализа тонкой и ультратонкой структуры.
В русскоязычных определителях для словесного описания вокализации птиц используются, в основном, интуитивно понятные или понятные из контекста термины: пение, песня, запевка, позыв или позывка, ток, слог, нота, крик, серия криков, трель, заключительный росчерк, часть, сегмент, элемент и т.д. (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).
Панов Е.Н. (2) подчеркивает аспект дальности распространения звуковых сигналов и объединяет звуки в три группы: «дистантные сигналы, обслуживающие территориальное и брачное поведение» на значительном расстоянии (часто позывки); «сигналы, адресуемые партнеру на короткой дистанции» (часто песни, позывки у гнезда); сигналы тревоги/беспокойства (реакция на хищника или наблюдателя вблизи гнезда или слетков).