Emberiza calandra Linnaeus, 1758 - Просянка

Акустическая сигнализация.

Пение прерывистое (рис.1). Самая длинная звукозапись сеанса пения (или его части) – 4,5мин. Песни компактные, короткие (чаще всего 2-2,5 сек., реже до 2,8сек.) разделены интервалами, длительность которых, в основном, 6-12сек. (значительно реже более короткими или более длинными). Песни звучат однообразно, незатейливо, немелодично, сухо, подобно звяканью связки маленьких лёгоньких ключиков.


Структура отрезка сеанса пения просянки

Рис. 1. Структура отрезка сеанса пения просянки (ФГЖВ-076265). Вверху – осциллограмма. Внизу – спектрограмма.

Вариации песен незначительны. Структура всех песен одинакова в своих основных частях (рис.2). Эти части отчетливо слышны. Их три: вступление, средняя часть, окончание. Вступление ярко выражено во всех проанализированных нами (более трёхсот) песнях. Песня всегда начинается с нескольких (3-11) коротких слогов «цп», учащающихся и вливающихся в среднюю часть. Вступление слышится, таким образом, как «запинающееся» начало. Средняя часть – самая громкая. Слышится как одна или две едва отличающихся друга от друга быстрых, высоких, сухих, металлически звучащих трели. Окончание – короткая, разрежающаяся к концу последовательность очень коротких затихающих слогов. Если вступительные «цп» слышны и видны на сонограммах абсолютно всегда, то заключительная часть может быть хорошо выражена (как у первой песни на рис.2), но может быть редуцированной (как у второй песни), а иногда отсутствует вовсе. Песня слышится как «цп—цп--цп-цпТИРИРИ-РИРИРИ-ррри». Если вступительная часть песни затягивается, т.е. состоит из десятка «цп», то сокращается средняя часть или окончание. За счет чего никакая песня не превышает 2.8 секунд.


Две соседние песни в сеансе пения просянки

Рис. 2. Две соседние песни в сеансе пения просянки (ФГЖВ-076265). Окончание второй песни редуцировано.

Песня характерна для просянки и является отличительным признаком для идентификации вида, но сообщают, что некоторые луговые чеканы умело её имитируют (4).

«Позывки разнообразны, но только две важны для идентификации: при взлете и в полете – довольно громкие, вначале слегка протяжные, а в конце щелчкообразные «quit» или «quick». Часто они следуют друг за другом в ускоряющихся сериях «quit-it-it», и, когда издаются птицами в стаях, формируют характерные хоры. И довольно грубое «chip» – контактная позывка в сезон размножения» - сообщают орнитологи, подводя итог многолетних полевых наблюдений (6,7). Позывки издаёт и в траве, и в кроне, и между песнями на песенном посту, и в полёте.

Сигналы беспокойства – короткие резкие «цк» или «цик» (30мсек.), «цик-цик», иногда «цик-цик-цик», более «сочные» «цы» (70мсек.), более длинные и низкие крики «хиф» (200мсек.) и ещё длиннее «хееа» (430 мсек.). Также можно услышать невысокий звон-звяканье «зззззззззы..ззззз…», одиночные «цритт» и серии быстрых «бт,бт,бт,бт,… » (4).


Позывки беспокойства двух птиц

Рис. 3. Позывки беспокойства двух птиц (ФГЖВ-206302).

В рис.3. позывки беспокойства двух птиц, сидящих на проводах, у одной в клюве кузнечик. Высокие негромкие одинарные слоги «цк» или «цик» (33-40мсек.), они же, сгруппированные по два-три, образуют торопливое «циканье». Более низкие отдельные крики «хиф» издают обе птицы (200мсек.). Далее на записи (не показано на сонограмме) криков «хиф» становится всё больше при приближении человека, затем только одна из двух птиц, та, что с кузнечиком в клюве, продолжает выкрикивать их.

Рекламируя территорию и привлекая самок, самец поёт в течение всего светлого времени суток. Для пения выбирает открыто расположенные, более или менее горизонтальные присады (надземные провода, проволоку и столбы оград, живую изгородь, самые верхние ветки кустарников и небольших лиственных деревьев (если имеются), верхние листья на стеблях кукурузы, сухостой, и даже травянистые заросли почти на земле, хотя предпочитает предметы повыше. Показано, что самец просянки, выбирая из двух жердей, предпочитает для пения более высокую, даже если она выше всего только на несколько сантиметров (5). Исследование, проведенное в Дании, показало, что самый излюбленный песенный пост – надземные провода, протянутые над культивируемыми землями (6). Поёт чаще на песенном посту, иногда и при подлёте к нему, в полёте реже. Самка не поёт.

Находясь на песенном посту, держит «вертикальную позу», т.е. голова, спина и надхвостье находятся практически на прямой линии под углом 55-70 градусов к горизонту, как и некоторые другие овсянки, например, обыкновенная, но не все. Поют, очень широко раскрывая клюв, наклоняя вбок или запрокидывая голову. Часто тельце птицы, голова и, особенно, хвост - (хорошо видна выемка на конце хвоста) - сотрясаются мощной испускаемой трелью. Случается, во время пения птица заворачивает голову далеко назад или поворачивается всем корпусом, что влияет на звукозапись.

Короткие перелеты между песенными постами совершает со свисающими и несколько выставленными вперед ногами и быстрыми мелкими взмахами крыльев. Это - признак для идентификации просянки. Длинные перелеты – ныряющий волнообразный или скачкообразный полет с глубокими спадами и подъемами, бросками. Окраской оперения просянка похожа на самок воробьев и полевого жаворонка больше, чем на овсянок. Однако размер, песня и полет со свисающими цевками позволят отличить её от всех них. Вне сезона размножения просянки держатся стайками и стаями разных размеров (7, 8).


О терминологии

О визуализации звука

Литература

  1. Степанян Л.С. Конспект орнитологической фауны России и сопредельныхтерриторий М.: Академкнига, 2003, 808с.
  2. Коблик Е.А. Разнообразие птиц (по материалам экспозиции Зоологического музея МГУ),ч. 4. М.: изд-во МГУ. 2001. 384 с.
  3. Бёме Р.Л., Динец В.Л., Флинт В.Е., Черенков А.Е. Птицы. Энциклопедия природы России (под общей ред. В.Е. Флинта). Изд. 2-е, дополненное и переработанное. - М.: 1998. - 432 с.; 56 цв. илл.
  4. Svensson L., Grant P.J., Mullarney K., Zetterstroem D.// Collins Bird Guide.//1999. HarperCollinsPublisher, London
  5. Naguib M., Janik V., Clayton N., Zuberbuhler K.//Vocal Communication in Birds and Mammals (стр 15)// Academic Press. 2009.
  6. Lilleor Ole//Habitat selection by territorial male Corn Buntings Miliaria calandra in a Danish farmland area// Dansk Orn. Foren. Tidsskr. 101 (2007): 79-93
  7. Cramp S., Simmons K.E.L. // The Handbook of the Birds of Europe, the Middle East and North Africa //1978-1994. Oxford University Press
  8. Snow D.W., Perrins C.M. //The Birds of the Western Palearctic, Concise Edition//1998. Oxford University Press