Пение садовой овсянки прерывистое (рис.1, 2, 3, 4). Самая длинная звукозапись сеанса пения (или его части) – около 4мин. Песни компактные, короткие, длительностью, в основном, 1,5сек.; реже более короткие (от 1, 2сек.) и более длинные (до 1,9сек.) (13); самые крайние значения из 497 песен, проанализированных нами, - минимум 0,8 сек., максимум 2,8 сек. Песни разделены интервалами, длительность которых, в основном, 6-10сек., значительно реже более короткими (от 3сек.) или более длинными (до 13 сек.), самые крайние значения - 2 сек. и 28 сек. Так же, как и у обыкновенной овсянки, песня состоит из двух хорошо различающихся частей: 1. веселая бодрая начальная группа и 2. меланхолическая, более низко звучащая, часто вибрирующая финальная группа. Звукоподражательно описывается как «зир-зир-зир-зюю», «тьи-тьи-тьи-тьи-рьрьрьриии» или «зив-зив-зив-тИрю-тИрю-тИрю», «тИрю-тИрю-тИрю-риии» (12).
Начало песни – ряд однотипных слогов (в научных публикациях - серия гомотипических сигналов (13)) «тьи-тьи-тьи-тьи-...», всё более громких, как правило. Число гомотипитческих серий в песне садовой овсянки - от одной до трех, в отличие от овсянок обыкновенной, белошапочной и огородной, у которых она всегда одна (13). Число слогов в гомотипической серии садовой овсянки обычно 4-5 (минимум - 2, максимум – 8), т.е. значительно меньше, чем у овсянок обыкновенной, белошапочной и огородной, у которых гомотипические серии всегда длиннее, содержат, в основном, больше десяти, и более слогов. Тонкая структура слога в одной серии гомотипических сигналов может отличаться от другой серии в пении одного и того же самца (13). Иногда песни ограничиваются только этой начальной фразой, и не имеют финальной группы.
Окончание песни садовой овсянки состоит из одного или двух слогов (иногда фраз), а иногда отсутствует вовсе. Терминальные слоги совершенно отличаются от слогов начальной фразы. Они представлены 4 типами (13). Разнообразие песен определяется сочетаниями различных гомотипических серий с различными терминальными нотами.
Рис. 1. Сонограмма отрезка звукозаписи ФГЖВ-075884. В начальной фразе первой песни – 5 слогов, во второй и третьей по 4 слога. Терминальное протяжённое вибрирующее «рьрьрьриии» (0,8сек.; 3,3 кГц) воспринимается ниже предыдущих, монотонно повторяющихся «тьи», как это чаще всего и бывает. Вверху – осциллограмма. Внизу – спектрограмма.
Рис. 2. Сонограмма отрезка звукозаписи ФГЖВ-206285. Повышающийся ряд из трех слогов в начале, окончание «тиии» (0,4сек.; 3,0 кГц).
Рис. 3. Сонограмма отрезка звукозаписи ФГЖВ-098312. В начальной фразе песни – 5 нисходящих однотипных слогов. Окончание – три вибрирующих терминальных слога «Ирррь-Ирррь-ирррь» (по 0,25сек.; 3,6 кГц).
В репертуаре самца имеется, как правило, несколько вполне определенных вариантов песни, исполняемых в неизменном виде. Он может переходить от одной песни к другой в одном сеансе пения. Из 74 проанализированных нами звукозаписей в 19 сеансах пения происходила смена песни, т.е. в каждом четвертом случае.
Рис. 4. Сонограмма отрезка звукозаписи ФГЖВ-206658. В одном сеансе пения исполнены два варианта песни. Смена произведена дважды.
Позывки и сигналы беспокойства – довольно громкое «тив», «тсив», «тсиив», «пить», непохожее на крики большинства овсянок (12).
Самцы поют очень часто в период размножения, и значительно реже в другое время. На местах гнездования активно поют сразу по прибытии. Поют в течение всего светлого времени суток, особенно активно с раннего утора до 11 часов, затем после 15 часов. В это же время поют и обыкновенные, и белошапочные овсянки. Случается изредка услышать пение садовой овсянки и на весенних пролётах (14).
Самцы поют, сидя на ветвях в кроне деревьев, на верхушках хвойных, на пнях, на скальных выступах, на кустарниках, телеграфных проводах, сельхозтехнике или других возвышенных присадах, случается, в огороде на стеблях картофеля, на земле. При пении напряженно держат вертикальную позу, целеустремленно без лишних движений посылают свою песню высоко в небо.
Пение – яркий характерный признак этого вида. Показано, что на местности, где гнездятся и обыкновенные, и садовые овсянки, несмотря на то, что индивидуальные территории перекрываются, проигрывание песен одного вида не вызывало никакой реакции птиц другого вида (15).
![]() |
![]() |