Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Иститут проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова
Российской академии наук

Человека с ружьём учат, куда целиться
ks-yanao.ru/novosti/35265-Человека-с-ружьём-учат,-куда-целиться

В России предлагают вернуть обязательную сдачу экзамена по охотминимуму.
Орнитологи призывают упорядочить правила для «добытчиков» и проводят для них ликбез по распознанию редких и краснокнижных пернатых.
Переход на охотничий билет единого образца изрядно упростил жизнь начинающим зверобоям. Чтобы получить документ, всего-то нужно ознакомиться с требованиями охотничьего минимума и указать сей факт в заявлении. Эти правила утверждены Министерством природных ресурсов и экологии РФ 20 января 2011 года, корректировались в мае 2015-го и сейчас, оказывается, не устраивают ни ученых, ни представителей власти. Малоопытные стрелки бьют дичь без разбору, не осознавая последствий...
Чтобы устранить пробелы, ученые мужи готовы идти в «народ» и проводить просветительские семинары. В понедельник, 30 ноября, подобное мероприятие прошло в Салехарде. Оно предваряло начало Международной научной конференции «Гусеобразные Северной Евразии: изучение, сохранение и рациональное использование», стартовавшей вчера.
На семинаре всех присутствующих познакомили с миграционными путями водоплавающих, опытом их охраны, состоянием популяции гусеобразных и рассказали, как различать краснокнижных водоплавающих.
НЕ ЗНАЮТ ЭЛЕМЕНТАРНОГО!
Всех обучить невозможно, говорит научный сотрудник Центра кольцевания птиц Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН, кандидат биологических наук Софья Розенфельд. Но есть надежда, что побывавшие на семинаре в дальнейшем не выстрелят в краснокнижных водоплавающих и передадут информацию другим охотникам.
– Уровень образования охотников крайне низкий как раз из-за отмены обязательного экзамена по охотминимуму. Самообразование сейчас на совести самих охотников. Тем временем Красная книга – это закон, а когда стреляют по краснокнижным – нарушение. Но никто не требует знать наизусть хотя бы редкие виды, – комментирует Софья Борисовна, приводя пример Казахстана. Там по-прежнему получить «книжку» не так просто: нужно для начала пройти курс лекций.
– У нас же человеку достаточно расписаться, что ознакомлен с правилами, и заплатить. То есть процедура получения охотничьего билета настолько упростилась, что фактически толкает людей на браконьерство, – считает Софья Розенфельд. И призывает менять даже систему учета добычи, переходя на повидовую фиксацию, без которой невозможно определить реальный ущерб.
– Например, указывается «добыл гуся», а краснозобая это казарка, занесенная в Красную книгу, или охотничий вид, никого не волнует, – утверждает ученая.
В РЕГИОНЕ ВОСЕМЬ ЗОН ПОКОЯ
На юге России к предложениям ученых и лекциям отнеслись без энтузиазма. На Ямале иная картина.
Несколько лет департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО тесно сотрудничает с рабочей группой по гусеобразным Северной Евразии. «КС» уже рассказывал о мониторингах, которые проводила Софья Розенфельд.
– На основе полученных данных с 2013 года в округе создаются зоны покоя на время весенней охоты. Сейчас восемь таких зон, – рассказывает начальник отдела профильного департамента ЯНАО Виктор Ячменев.
По его словам, большинство охотников относится с пониманием к временным ограничениям. Тем не менее возвращение к обязательному охотничьему минимуму необходимо.
– Нужно, чтобы охотники имели не только права, но и обязанности. Пока законодательство в этом плане либерально, хотя незнание не освобождает от ответственности, – говорит эксперт.
Ему вторит референт департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды РФ Антон Межнев:
– Охотники имеют весьма приблизительное представление о правилах охоты, об охотничьих видах птиц и животных, поэтому министерство осознает необходимость того, что экзамен по охотничьему минимуму нужно вернуть.
Представитель федерального ведомства отметил, что, возможно, уже в следующем году этот вопрос будет решен.
Комментарии
КОРЕННЫЕ ЛИШНИЙ РАЗ НЕ СТРЕЛЯЮТ
Юрий Худи, главный специалист департамента по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО:
– В последнее время идет полемика о закрытии или переносе сроков охоты. Для коренных жителей, для тундровиков это неприемлемо. Люди веками привыкли питаться традиционной пищей, в том числе и дичью. Коренные малочисленные народы очень бережно относятся к редким птицам, к примеру, существует запрет на добычу белого лебедя. Кроме того, они охотятся только весной и добывают не мешками, а несколько штук, чтобы готовить еду на период каслания.
В ЗАКАЗНИКЕ – СПОКОЙНО
Василий Ануфриев, начальник природного заказника «Собты-Юганский»:
– Дисциплина среди охотников стала лучше. Большинство имеют необходимые документы и осведомлены о территории заказника. Браконьерства в заказнике нет, хотя в охотугодиях общего пользования случается, но ничего серьезного в последнее время не замечаем.
НУЖНО ЗНАТЬ…
Няё Вэнго, заместитель главного редактора газеты «Няръяна Нгэрм»:
– Охотминимум считаю обязательным. Многие ведь берутся за охоту, не зная, как держать ружье. Люди не знакомы с редкими птицами, которые к нам прилетают, не знают правил охоты и безопасности. Думаю, что для молодых охотников нужно проводить беседы и лекции.
Екатерина Пшенцова
|