Пение пуночки прерывистое. Песни короткие, компактные, не слишком торопливые, приятные, мелодичные. Слоги разной длины, звучат слитно, в начале часто имеется несколько отдельно стоящий негромкий слог «ти», или «ди», или «дьИ» и т.п. Соседство мягко восходящих и нисходящих довольно длинных слогов создает волнообразное звучание. В целом пение звучит не высоко, не однотонно, но и не суетливо; перепад громкости и высот невелик (3-6,5 кГц). Включены мягко и мелко вибрирующие, слегка жужжащие звуки. Песня часто начинается и заканчивается одинаковыми слогами.
Проанализировано 10 записей пения пуночки от 8 самцов. Всего 117 песен Самая длинная непрерывная запись – около 5 мин. Длина песни: средняя 2,3 сек., большинство в диапазоне 1,8–2,6 сек., крайние значения 1,2 и 3,5 сек. Интервалы между песнями могут быть разными даже в одном сеансе пения. Измерено 104 интервалов из 10 записей песен. Большинство - в диапазоне 6-11 сек.; реже короче 6 сек. и длиннее 14; крайние значения - 2 сек. и 19 сек.
Рис. 1. Сонограмма пения пуночки (ФГЖВ-092768). Интервалы не укорочены (12-13 сек.). Пение спокойное, все без исключения песни одинаковы, посылка нечастая. Вверху – осциллограмма. Внизу – спектрограмма.
Рис. 2. Сонограмма пения пуночки (ФГЖВ-099988), спровоцированного проигрыванием звукозаписи того же вида. Интервалы не укорочены (4-5 сек.).
Посылка частая. Все песни в данном сеансе пения начинаются звонкой запевкой. Она же издается отдельно между первой и второй песнями. Обратим внимание на то, что начальные фразы точно воспроизводятся во всех песнях без исключения. Однако, песни заметно отличаются заключительными слогами и, потому, длительностью.
Предпоследняя песня – совсем особая. Она заканчивается сдвоенным шипящим слогом. Авторы записи отмечают, что это признак агрессивного поведения.
Рис. 3. Сонограмма трёх песен пуночки с различными окончаниями (ФГЖВ-099988). Интервалы укорочены.
Видно и, что особенно важно для полевых наблюдений, хорошо слышно, что песни начинаются одинаково, а заканчиваются различным образом. При этом заключительные слоги строго повторяют начальные. Создается впечатление, что певец собрался было спеть песню ещё раз немедленно, пристроив её в хвост предыдущей, да оборвал себя, где случилось. Сонограмма показывает, что песня состоит из двух сегментов, назовем их А и Б. Сегмент А (в трех песнях последовательно : 1,07; 1,08; 1,06 сек.) включает 7 различных элементов. Сегмент Б (в трех песнях последовательно: 0,66; 0,70; 0.69 сек.) включает 5 других различных, за исключением одного, элементов. Структура песен такова: первая - АБ, вторая АБА, третья АБА*, где А* - первые четыре элемента из семи, составляющих полное А.
Такая редкостная структура песни характерна, тем не менее, для пуночки. Возможно, она не является результатом провокации пением «соперника». Анализ ещё одной записи достаточно длинного сеанса пения (более 3 мин. – 19 песен) показал, что песня сложена из постоянно воспроизводящихся конструкций. Их также две: конструкции В (4 слога) и Г (3 слога). Структура песен: ВГ или ВГ* и ВГВ или ВГВ * , где В – начало песни - 4 слога всегда неизменных, В* – два первых слога из четырех начальных (всегда неизменны); Г- середина песни - 3 слога (всегда неизменны), Г*- 2 первых слога из Г (всегда неизменны).
В нашем распоряжении было 10 записей пения от 8 самцов, записанных в разное время и в разных местах. Из них 6 записей от 4 самцов содержали песни симметрического типа АБА или АБА*, т.е. достаточно много, чтобы не считать это явление необычным. Найдено, что сегмент (фраза) А – состоит из нескольких слогов – от 1 до 7. Сегмент (фраза) Б также состоит из нескольких слогов от 1 до 7, но отличающихся от компонентов сегмента А. Однажды встретилась песня, представляющая собой палиндром, т.е. последовательность АБВГДГВБА, одинаково читаемую слева направо и справа налево.
Такой реверсный характер обнаружен при анализе и других записей пения пуночки. Авторы отмечают, что хотя бинарная форма песни (АБ) известна у птиц, триадная симметричная (АБА) – встречается редко (5). То обстоятельство, что эта особенность легко воспринимается на слух, делает её прекрасным помощником при идентификации вида по пению: песня начинается и заканчивается одинаковыми слогами. Следует иметь в виду, что подорожник часто выстраивает 2-3 свои песни в непрерывную последовательность. В таком случае, структура таких его песен тоже бинарна (АА) или триадна (ААА).
Как и у других птиц, пение служит для привлечения самок и маркировки своей территории. Самец поёт чаще всего на земле, выбирая валуны, булыжники и другие местечки повыше как песенный пост. Поза – голова и корпус приподняты, хвост опущен вниз. Иногда поет в токовом полете, что случается незадолго до гнездования (6). Токовый полёт детально описан наблюдателями. «Самец круто взмывает вверх, случается даже на 10-15 м. При этом он молчит и быстро бьёт крыльями. На пике подъёма, но не раньше, он начинает петь, широко распахнув слегка трепещущие крылья, и скользит вниз, направляясь в сторону соперника (если токовый полет был спровоцирован именно им) на удобную выгодную позицию. После приземления иногда продолжает петь и может держать крылья приподнятыми. Затем складывает их и принимает обычную позу, вытянувшись вперед и вниз» (6). Описан и другой тип пения в полете. Он выглядит как обычный полет, причем самец начинает петь за несколько секунд перед приземлением и заканчивает пение после приземления. Поёт и во время кормления птенцов (5).
Рис. 4. Сонограмма пения пуночки в полёте (ФГЖВ-211236). Автор записи отмечает, что полёт птицы волнистый, в конце полета птица поёт эти особые фразы. Заметим, что они не похожи на песни, посылаемые с песенных постов.
Записи, рассмотренные нами, были сделаны с 4 часов утра до полудня, затем вечером. Пение отмечено и на весенней миграции. Иногда несколько песен во время кормёжки. Пение негромкое, посылки нечастые. Песни могут быть укорочены. (5).
![]() |
![]() |