Чужеродные виды в Голарктике

V Международный симпозиум

( Борок - V, 2017 )


To English version    To Rusian version Углич, Ярославская обл., Россия, 25-30 сентября 2017

Краткая история Углича


Углич едва ли не старейший русский город на Волге. Местные летописи относят его основание к 937 году. В 1326 году Угличское княжество приобрёл великий князь и московский царь Иван Калита, и оно стало уделом Москвы. А наивысшего расцвета город достиг при князе Андрее Большом (1446-1493). Во время княжения Андрея угличские монастыри занимались летописанием, перепиской и оформлением книг. Словом, город был настоящей культурной столицей. 15 мая 1591 году в Угличе свершилось главное в его истории событие: при загадочных обстоятельствах погиб последний отпрыск династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий. Это событие нашло отражение в гербе города, присвоенном ему в 1730 году, в крылатой фразе «и мальчики кровавые в глазах» и оставило нам в Угличском кремле церковь-памятник. В конце XIX века город пережил очередной культурный расцвет, в результате которого появились музей отечественных древностей, публичная библиотека и театральное общество. Углич стал посещаться туристами и даже попал на страницы первых путеводителей. В 1935-1940 годах рядом с городом была возведена Угличская ГЭС, ставшая одной из первых электростанций Волжского каскада. Тогда же появились несколько заводов, самый известный из них – завод технических камней, впоследствии часовой завод «Чайка». В 1930-ые годы Углич стал ещё и «сырной столицей» России – в нём был открыт НИИ масло и сыроделия. Сохранившиеся монастыри, церкви и здания в 1950-1980-ые годы были отреставрированы, что сделало город одним из главных в России туристических центров.

Основные достопримечательности:

Угличский кремль

Про самую первую крепость, предшествовавшую кремлю Андрея Большого, известно только то, что она существовала и была перестроена в XV веке. Кремль Андрея Большого простоял до конца XVIII века, занимал почти квадратную площадку на стрелке Волги и Каменного ручья и имел деревянные рубленые стены, десять башен и трое проездных ворот. Часть этого комплекса, хоть и в изменённом виде, можно увидеть в наше время. В кремль ведёт Никольский мост (1808), его посвящение – единственное, что осталось от стоявшей тут до 1917 года Никольской барочной церкви конца XVIII века. Кремль, в привычном понимании этого слова, в Угличе не сохранился, но на его бывшей территории, превращённой в подобие парка, находится несколько замечательных памятников.


Палаты царевича Дмитрия (XV век).

Вообще-то к Дмитрию палаты никакого отношения не имеют, а название закрепилось за ними из-за того, что старейшее здание города оказалось «свидетелем» трагедии. Красно-кирпичное здание – это всё, что сохранилось от дворцового комплекса Андрея Большого. Палаты являются древнейшим жилым зданием не только Углича, но и всей Центральной России, а его восьмискатное покрытие и характерный орнамент позволяют приписывать его строительство новгородским мастерам. Неорусское крыльцо и декоративные решётки на крыше появились при реставрации 1892 года. Внутри находится экспозиция Угличского музея, открывшегося в 1892 году к 300-летию гибели царевича. Весьма насыщенная коллекция музея среди прочего включает иконы XVII-XIX веков, снятые со стен крепости пушки-пищали начала XVII века и гербы ремесленных цехов чеканки XVIII века.

Церковь царевича Димитрия «на крови».

В 1692 году на месте более ранней деревянной часовни была построена каменная церковь, её алтарная часть поставлена над местом гибели царевича. Церковь живописно расположена на берегу Волги и является фасадом и символом города. Она выполнена в традиционных для конца XVII века формах и имеет столь же характерный для своего времени декор. Гораздо более экзотичен её интерьер. Стены и своды бесстолпной церкви расписаны в XVIII веке, западная часть композиции описывает роковой день в жизни царевича и делает это вполне в духе светской живописи. Наиболее невероятны здесь росписи трапезной, выполненные в 1788 году П. Хлебниковым. Они поражают необычным для церкви реалистичным изображением обнажённых тел, иллюстрирующих сюжеты библейских сказаний. Большой резной иконостас церкви выполнен в 1867 году, малый иконостас с темными иконами – ровесник храма. Среди реликвий в церкви хранится набатный колокол, известивший о гибели царевича. За это его постигла кара: ему отрезали язык, высекли плетьми, а затем на целых три столетия отправили в ссылку. Колокол осел в Тобольском кремле, в своё время был реабилитирован, но в Углич вернулся только в 1892 году.

Спасо-Преображенский собор Кремля.

Главный собор Углича был построен в 1706 году по указу Петра I на месте разобранного храма XV века. Его формы являются переходными от традиционной архитектуры XVII века к нарышкинскому барокко, которое отчётливо прослеживается в столпообразной колокольне 1730 года, кстати, ставшей образцом для более поздних колоколен города. Внутреннее пространство бесстолпного собора перекрыто прогрессивным для своего времени лёгким сводом, росписи выполнены в 1809-1811 годах Тимофеем Медведевым. Храмовая фреска «Преображение» является копией ватиканской работы Рафаэля. Грандиозный шестиярусный иконостас выполнен в 1853 году в духе всё того же нарышкинского барокко, в него входят, в основном, иконы XVIII века. В северном приделе находится экспозиция из предметов прикладного искусства XV-XVIII веков и собрание из 60 икон различных школ русской иконописи, включая угличскую. Среди наиболее ценных экземпляров коллекции «Леонтьевский чин» Дионисия из собора Покровского монастыря, московский Николай Чудотворец XVI века и ростовский Никола Можайский XVI века. Специально для больших групп туристов в соборе выступает ансамбль певчих, исполняющий старинную духовную музыку.

Богоявленский собор.

Собор первой четверти XIX века, лишившийся купола и потому больше напоминающий светское здание. В зимнее время использовался для служб вместо летнего Спасо-Преображенского собора. Внутри помещается экспозиция живописи XVIII-XX веков с дворянскими, купеческими и салонными портретами, среди которых есть работы угличского портретиста XIX века И.В. Тарханова. Здесь же находится касса музеев кремля.

Успенская площадь.

Успенская площадь – центральная площадь города, названная по разрушенной в 1930-ых годах Успенской церкви. В Средние века здесь был торг, а нынешний вид площадь обрела после перепланировки XIX века. До пожара 1921 года площадь была окружена линиями торговых рядов и общественных зданий. Здесь же стояли четыре церкви, три из которых были снесены в годы Советской власти. На площади сохранилось несколько примечательных сооружений.

Часовня Защитникам Отечества во все времена.

Небольшая часовня установлена на площади в 2004 году, имеет форму колокола и увенчана небольшой главкой. Рядом находится аллея с мемориальными досками, посвящёнными защитникам Отечества. 

Дом купцов Евреиновых.

Представительное двухэтажное здание конца XIX-начала XX века, выдержанное в стиле эклектики. Принадлежало известным местным меценатам, прославившимся благотворительностью и разнообразной деятельностью на ниве просвещения. Среди их деяний создание городского музея, открытие публичной библиотеки, организация местного Театрального общества. В 1890-ых годах в доме проходили спектакли местной труппы, во главе которой стоял податный инспектор М.П. Чехов – брат А.П. Чехова, известный журналист, театральный критик и издатель. 

ОСНОВНЫЕ МУЗЕИ

Историко-архитектурный и художественный музей в кремле
Один из старейших музеев страны был открыт в 1892 году в присутствии членов императорской семьи.

Центральный музей истории гидроэнергетики России.
Станция ГЭС является не только инженерным сооружением, но и памятником архитектуры. Она была построена силами заключённых в 1935-1940 годах и в своё время была второй по мощности в СССР после ДнепроГЭСа.

Музей мифов и суеверий русского народа
Не совсем музей, а, скорее, небольшая творческая мастерская с восковыми фигурами различных сказочных персонажей. Здесь рассказывают, откуда взялась Баба-Яга и почему принято плевать через плечо или стучать по дереву.

Музей «Библиотека русской водки»
Поводом для открытия музея послужило то, что Углич выступил в роли стартовой площадки для известного предпринимателя П.А. Смирнова – "водочного короля", родившегося недалеко отсюда. Экспозиция рассказывает об истории производства и традициях потребления этого, с позволения сказать, напитка.

Музей тюремного искусства
Музей частный и является единственной в стране подобной экспозицией. В нём представлены изделия, изготовленные заключёнными из подручных материалов, включая статуэтки из дерева и ... хлеба. 

Музей истории Углича 
Старейший частный музей города расположен на тихой улице в симпатичном деревянном доме с мезонином. Часть экспозиции музея находится под открытым небом и включает предметы быта, символический памятник побывавшему в Угличе Афанасию Никитину, копии башен угличского кремля и деревянной церкви XVII века. В музее можно послушать выступление ансамбля «Угличские звоны».

Музей рабочей лошади (подразделение Музея мифов и суеверий русского народа))
Экскурсионные и шоу-программы для детей и взрослых предоставляют возможность наглядно изучить дореволюционный быт крестьян.

Путеводитель по Угличу (История, Как добраться, Достопримечательности, Покупки, Питание, Где остановиться и др.) - https://ru.wikivoyage.org/wiki/Углич
План города (из энциклопедии "Города России") - http://www.towns.ru/towns/uglich.html
Картинки - через Google search

Alien Species in the Holarctic

5th International Symposium on Biological Invasions

( Borok -V, 2017 )


To English version    To Rusian version Uglich, Yaroslavl Province, Russia, 25-30 September 2017

Brief history of Uglich


Uglich is one of the oldest and most fascinating towns on the Volga River. It was first documented in937. In 1328, Moscow Prince Ivan Kalita acquired city territories and it became a part of Moscovia. Uglich reached ultimate prosperity during the reign ofPrince Andrew the Great (1446-1493). At that period monasteries were engaged in work on chronicles, correspondence and books design. In other words, the city was a real cultural capital. On May 15, 1591, the most important event in the history of Uglich happened when the son of Ivan the Terrible, Tsarevich Dmitry, was found dead with his throat cut in the palace courtyard. This event was reflected in the coat of arms assigned to Uglich in 1730, in the catch phrase and bloody boys in the eyes, and in the Church-monument inside the Uglich Kremlin. At the end of the XIX century the city experienced cultural bloom giving rise to foundation of the museum of national antiquities, the public library and theater community. Uglich started to be visited by tourists and even got on the pages of the first tourist guidebooks. In 1935-1940, near the town, Uglich hydroelectric power station was built that became one of the first power plants of the Volga cascade. At that period several factories appeared in the town. Among them was a factory of technical stones, afterwards it became a famous watch factory "Chaika". In the 1930s, Uglich was called a "cheese capital" of Russia due to foundation of Research Institute of Butter and Cheese. The remained monasteries, churches and buildings were restored in the 1950-1980-s that made Uglich more attractive for tourists.

Attractions:

Uglich Kremlin

The very first fortress that preceded the Kremlin ofPrince Andrew the Great is known to be rebuilt in the XV century. The Kremlin of Prince Andrew the Great stood up until the end of the XVIII century. It had chopped wooden walls, ten towers and three gates. Part of this complex, albeit in modified form, can be seen in our time. Nicholas Bridge (1808) leads to the Kremlin, that is the only thing left from the Nicholas baroque church of the XVIII century standing here until 1917. The Kremlin itself was not preserved in Uglich, but its former territory, was transformed into the part of the park where several remarkable monuments are found.


Chambers of Tsarevich Dmitry (XV century)

Chambers of Dmitry were not his residence but his name stuck to them due to the fact that the oldest building in the city happened to be a "witness" of the tragedy. This red-brick building is all that has remained from the palace complex of Andrew the Great. The Chambers are the oldest residential building not only in Uglich but also in Central Russia. Their cover and specific ornament evidenced that Novgorod masters participated in their construction. New porch and decorative lattice on the roof appeared during the restoration in 1892. Inside is found Uglich museum which was opened in 1892 on the 300th anniversary of the death of Prince. A very rich collection of the museum includes icons of XVII-XIX centuries taken from the walls of the fortress, guns of early XVII century and the coats of arms of craft guilds of the XVIII century.

Church of Dmitry on the Blood:

In 1692, a wooden chapel was replaced by a stone church, its altar part was built exactly over the spot of Prince death. The church is located on the picturesque banks of the Volga and it is the facade and symbol of the city. It has the dcor and traditional architectural style of the XVII century. Its interior is much more exotic. The walls and vaults of the pillarless church were painted in the XVIII century, the western part of the composition describes the fateful day in the life of Prince in the spirit of secular painting. The most incredible are the refectory paintings, performed by P. Khlebnikov in 1788. They strike us by realistic depiction of naked bodies unusual for church illustrating the biblical scenes. Large carved iconostasis of the church was made in 1867, a small iconostasis with dark icons is contemporary of the church. Among the relics kept in the church are the alarm bell that rang the news of Dimitriy'sdeath. The bell was punished for this: they cut its "tongue", flogged with whips, and afterwards it was "exiled" to Siberia for three centuries. The bell settled in Tobolsk Kremlin, later on it was rehabilitated but it returned to Uglich only in 1892.

Transfiguration Cathedral of the Kremlin

The present building of the Transfiguration Cathedral was erected in 1706 by decree of Peter the Great in the place of ruined church of the XV century. Its style is transitional from the traditional architecture of the XVII century to Naryshkin Baroque which is clearly seen in the Bell Tower of 1730, architecture of which was long a standard for the later bell towers of the city. The inner space of the Cathedral is found under a lightweight vault painted by Timofey Medvedev in 1809 1811. Church fresco "Transformation" is a copy of the Vatican work by Raphael. Grand six-stepped iconostasis was made in 1853 in the spirit of Naryshkin Baroque, it consists mainly of the icons of the XVIII century. In the north aisle is an exhibition of works of applied art of the XV-XVIII centuries and a collection of 60 icons of different schools of Russian iconography including that from Uglich. Among the most valuable specimens in the collection are icons of "Leontief rank" by Dionysius from the Cathedral of the Intercession Monastery, Moscow Nicholas the Wonderworker of the XVI century and Rostov Nikola Mozhajski of the XVI century. For large groups of tourists, a singing ensemble performs an ancient sacred music in the cathedral.

Epiphany Cathedral

Cathedral was erected in the first quarter of the XIX century. It lost its domes due to resemblance to a secular building. In winter, it was used for church service instead of summer Transfiguration Cathedral. Inside is held exhibition of paintings of the XVIII XX centuries with the noble, merchant and salon portraits. Among them are works by I.V. Tarhanov, Uglich face painter of the XIX century. In this building is found a ticket office of the Kremlin museums.

Assumption Square

Assumption Square is the central square of the city which was called after the name of Assumption Church destroyed in 1930's. In the Middle Ages, there was a market there and it acquired the contemporary view after the reconstruction of the XIX century. Before the Fire of 1921, the square was surrounded by lines of shopping malls and public buildings. There were four churches in the square three of which were demolished during the Soviet power.

Chapel-Monument to Defenders of the Fatherland at all times

This small chapel was set in the square in 2004. It has a bell shape and it is topped with a small cupola. Nearby is the alley with plaques dedicated to the defenders of the Fatherland.

House of merchants the Evreinovs

A representative two-storey building of late XIX early XX century in eclectic style. It belonged to the local patrons famous for their charity and various activities in the field of education. Among their accomplishments are a creation of the city museum, the opening of a public library, the organization of a local theater community. In the 1890s, the house hosted performances of the local troupe headed by tax Inspector M.P. Chekhov, a brother of A.P. Chekhov, a famous journalist, theater critic and publisher.

Museums

Historical-Architectural and Art Museum in the Kremlin
One of the oldest museums in the country was opened in 1892 in the presence of the imperial family.

Central Museum of History of Russian hydropower industry.
Hydroelectric power station is not only an engineering construction but it is also an architectural monument. It was built by prisoners in 1935 1940 and it was in the second place in power after DnieperHydroelectric Station in the Soviet Union.

Museum of Myths and Superstitions of the Russian people
It is not really a museum but rather a small creative workshop with wax figures of various fairy-tale characters. Here they will tell us where Baba Yaga comes from and why itis commonly accepted to spit over your shoulder or knocking on wood not to put the evil eye on ourselves.

Museum "Russian vodka Library"
The reason why such museum was founded in Uglich was the fact that "vodka king", the well-known businessman P.A. Smirnov was born in these vicinities. The exhibition tells about the history of the production and consumption traditions of this so-called drink.

Museum of Prison Art
Museum is private and it is the only such exhibition in Russia. It includes the subjects that are made by Prisoners from scrap materials including figurines of wood and ... bread.

Historical Museum of Uglich
The oldest private museum of the city is located in a pretty wooden house with a mezzanine in a quiet street. Part of the museum exhibition is outdoors which includes household items, a symbolic monument to Afanasy Nikitin who once visited Uglich, copies of the towers of Uglich Kremlin and that of the wooden church of the XVII century. You can listen to the ensemble "Uglich Bells" there.

Museum of Work Horse (a subdivision of the Museum of Myths and Superstitions of the Russian people)
Guided tours and entertainment programs for children and adults provide an opportunity to visually examine the pre-revolutionary life of the peasants.

Guide to Uglich (History, Getting there, Attractions, Shopping, Food, Where to stay, etc.) - https://ru.wikivoyage.org/wiki/
City plan (from the encyclopedia "Cities of Russia") - http://www.towns.ru/towns/uglich.html
. - via Google search